Деловая оценка руководителей дает возможность установить уровень соответствия характеристик работника требованиям компании. Сейчас есть 2 вида такой оценки: при отборе кандидата для вакансии, а также периодическая оценка персонала, которая используется для таких задач:
• решение о перемещении сотрудника;
• планирование карьеры работника;
• решение об изменении уровня, а значит, и условий оплаты труда;
• внутренний контроль;
• реализация кадровой политики;
• подготовка программ для повышения квалификации.
Лучшими методами оценивания руководителей с точки зрения соответствия затрат и достоверности итогов являются способы: репертуарных решеток, экспертных оценок, оценки по компетенции, оценка со стороны подчиненных. Рассмотрим некоторые из них.
Экспертные оценки
Самая известная разновидность способа – это «360 градусов» (обратная связь). Это дает возможность получить данные о деловой компетенции и действиях, проявляемых в реальных ситуациях. В этом случае руководитель оценивается одновременно вышестоящим начальством, подчиненными и коллегами.
Обратная связь предоставляется в этичной, корректной форме, что дает возможность работнику планировать будущее обучение, самосовершенствоваться и развиваться. Но вместе с возможностью оценивания личностных и деловых качеств этот метод имеет некоторые ограничения, которые связаны с влиянием человеческого фактора.
Оценка со стороны подчиненных
В наши дни в организациях такая оценка чаще всего проводится раз в году в виде диалога между подчиненными и руководителем. Они высказываются о стиле управления начальника. Эффективной подобная оценка будет только тогда, когда полученные данные используются конструктивно. Что касается ограничений, то в рамках этого метода сотрудник и начальник сталкиваются с некоторыми психологическими барьерами и трудностями.
На базе модели компетенций
При деловой оценке руководителя и его умений решать более сложные задачи в перспективе, нужно обязательно рассматривать его управленческие качества:
• профессиональные компетенции, которые требуются для управления коллективом;
• поведенческие стратегии, которые приводят к неудачам или успеху в карьере;
• корпоративные компетенции. Они влияют на эффективность работы в условиях определенного предприятия;
• метакомпетенции, т.е. способности к приобретению новых качеств.